Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

левитан исаак ил

Гуманитарный словарь

ЛЕВИТА́Н Исаак Ил. (1860-1900) - живописец. Род. в бедной еврейской семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873 учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1898 - акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.

От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова - тщательность изучения натуры, умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова - опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности, воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. ("Вечер", 1877; "Солнечный день. Весна", 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений человеческой души. С 1884 Л. - участник выставок Т-ва передвижников. Большое влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу (1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в его творчестве одной из гл. тем ("Вечер на Волге" 1886-88; "После дождя. Плес"; "Вечер. Золотой Плес", 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым строем ("Два плеса", 1889).

К кон. 1880-х гг. Л. - знаменитый художник, с 1891 - член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике импрессионизма ("Березовая роща. Март", 1885-89; "Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Вечерний звон", 1892; "Золотая осень", 1895) - и эта близость к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы А. П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни природы ("Золотая осень", 1895; "Сумерки. Стога", 1899; "Озеро", 1899-1900). Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность, четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной живописью, Л. работает в технике пастели ("Хмурый день", 1895; "Луг на опушке леса", 1898) и акварели ("Туман. Осень", 1899).

Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем 1880-90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову - в литературе. Изображение природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа ("У омута", 1892; "Владимирка", 1892; "Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний вечер", 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих чувств и переживаний. В картине "Владимирка" впервые возникает тема дороги, неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.

Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич. поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения "серебряного века", в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897 становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует в выставках ж. "Мир искусства".

При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей. В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников, и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько реже - весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний. Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее - присутствует незримо, и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.

Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. Т. 1-2. М., 1966.

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

Полезные сервисы

левитан исаак ильич

Энциклопедический словарь

Левита́н Исаак Ильич (1860-1900), российский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

* * *

ЛЕВИТАН Исаак Ильич - ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная (см. ПЛЕНЭР) , тонко нюансированная живопись.

* * *

ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22 июля (4 августа) 1900, Москва], русский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН).

Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич). В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» - с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Пейзаж настроения»

Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур)), а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Россия Левитана

Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все - Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам - напр., картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», - особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.

Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна - большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900, Русский музей) является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи.

Левитан и Чехов

Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее», - и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы.

Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) - российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

Полезные сервисы